Мысли вслух. Часть 2. «На рынке все ниши заняты».

Продолжаю растекаться мыслью. Пока мысль меня еще не покинула 🙂

Итак, ниши на рынке, их занятость и чем бы заняться в свободное и не очень время. Сразу оговорюсь, если вы ждете от меня красивых слов, графиков, формул расчета прибыльности и прочей хреноты, то можете сразу закрывать эту статью, она не для вас. Эта статья для людей с руками и головой, которые не знают, куда приложить эти самые руки и голову. 

Действительно, если посмотреть на современный рынок, то создается впечатление, что везде полно специалистов, они забили малейшие щели любого бизнеса и втиснуться нереально — задавят.  Мне тоже так казалось до недавнего времени, когда я подумывал, чем бы мне занять свое свободное время, которого внезапно оказалось довольно много. Особенно с учетом того, что я очень не люблю проводить время в праздности и довольно сложную ситуацию с моей нишей бизнеса. Я бы, наверное, занялся своим любимым делом — стратегическим планированием интересных ходов, обдумыванием развития и прочей фигней, если бы не Тоня, которой я очень благодарен. Она просто спросила: «А что ты умеешь еще?». Внимательно выслушала ответ, зашла на авито и дала от моего имени несколько объявлений.

Казалось бы, ниша обслуживания компьютерной техники давно и прочно занята, достаточно посмотреть в любой почтовый ящик, в котором тоннами лежат объявления от всевозможных компьютерных гуру, которые и железо ремонтируют наложением рук и софт лечат одним притопом и вирусы изгоняют одним гневным взглядом. Казалось бы. Но вот, оказывается, что в моей любимой Москве требуются услуги честных мастеров. Которые не шаманят с бубном, а приезжают, делают дело и берут за это дело честные деньги.  Теперь я сотрудничаю с одной известной журналисткой, у которой, как у любой женщины, мало разбирающейся в том, что можно делать с компьютером, а что нельзя, постоянно возникают всевозможные проблемы с ее любимой железякой, а также с довольно большой букмекерской конторой, в которой также работают сплошные девочки с компьютерной грамотностью на уровне «а если щелкнуть вот тут, то все зависает, помогите!». Это на постоянной основе. И с рядом других людей, которые обращаются за разовыми услугами. И знаете, всем очень нравится, что я подробно рассказываю, что делать можно, чего делать нельзя и откуда появляются проблемы.  Говорят,  что первый раз чувствуют, что их не обманули.  Вот пример из практики. Некоей бизнес-вумен раз в месяц профилактически чистили компьютер. Ровно через месяц он начинал опять дурить и его снова приезжали чистить.  Само собой за отдельные деньги. Я приехал, посмотрел, хмыкнул, снял радиатор процессора (для девочек — это такая хрень, которая не дает перегреваться процессору, отводя он него лишнее тепло и отдавая его буквально в воздух посредством установленного поверх вентилятора), снял слой затвердевшей до каменного состояния термопасты (для девочек — это такая паста, которая передает тепло от процессора к радиатору), нанес новую, поставил все на место и сказал, что как минимум полгода теперь проработает без проблем, а то и больше. И взял с бизнес-вумен очень немного по современным понятиям денег, чем страшно ее озадачил. Не смотря на мои объяснения, мне показалось, она подумала, что я шарлатан. 🙂 Через два месяца она позвонила. К тому времени я уже прочно забыл эту историю и был слегка ошарашен звонком какой-то восторженно-благодарной тетеньки 🙂 Её железяка с тех пор ни разу не выключилась самостоятельно, ни разу не отказалась стартовать и вообще вела себя благороднее некуда. Она звонила поблагодарить и спросить у меня разрешения дать мой телефон своим знакомым, у которых тоже проблемы с компьютером. Итак, благодаря честной работе с одним клиентом я получил еще двух. Мог ли я поступить также, как до меня поступали с этот милой женщиной компьютерные гуру? Конечно мог, всех дел то — залезть внутрь компьютера и минимально счистить пыль с радиатора и месяц работы обеспечен. И, возможно, у меня этот вариант прокатил бы даже несколько раз. Пока тетенька не поняла бы, что ее опять дурят. И вот тогда пострадала бы моя репутация, а это самое дорогое, что есть в бизнесе.  Нет вещи дороже. Репутация это то, что остается с вами всю жизнь, каким бы бизнесом вы не занимались. Поверьте мне и запишите это здоровенными буквами у себя в голове.

Следующей нишей я занялся случайно. Друзья собирались делать ремонт в квартире, а я с дуру ляпнул, что умею класть плитку. После дополнительных тщательных расспросов выяснилось, что я умею к тому-же класть ламинат, клеить обои, штукатурить, красить, работать с электричеством и сантехникой  и прочее-прочее-прочее. Сказалась моя молодость, когда я подрабатывал в строительной компании в свободное от учебы время, а также производимые у себя дома ремонты. Итогово получилось так, что я взялся делать им ремонт. Причем, т.к. люди не чужие, я сказал, что заплатят столько, сколько посчитают нужным, потому что я в ценах на эти услуги не разбираюсь совершенно.  На том и договорились и довольные ребята укатили отдыхать в Грецию на две недели. Что тут скажешь… ремонт вещь трудоемкая. Не пофилонишь. Вернее пофилонишь, конечно, но я к своему труду отношусь с глубоким уважением и никогда не халтурю, чем завоевал в свое время прочный сегмент рынка в своем бизнесе. Взявшись за ремонт, я столкнулся с рядом трудностей. Во-первых та «идеально ровная стяжка», которую им делали какие-то мастера лет так пять назад оказалась с колоссальным уклоном, а плитка на пол, которую купили ребята — крупноформатной, на которой немедленно видно любое отступление от горизонтали. Во-вторых горе-мастера не удосужились сделать насечку на окрашенных масляной краской стенах перед шпаклевкой, что вылилось в совершенно планомерное обрушение слоя этой самой шпаклевки при малейшем прикосновении.  В третьих, стены санузла были уложены с невообразимой кривизной, что планомерно вылилось в плавающую ширину коридора.  Не буду утомлять подробностями этого геморроя. Скажу лишь, что пришлось докупить массу материала и долго покрывать все вокруг и материалами и матершиной на криворуких предшественников. Объем работ вырос многократно, но я обещал, а, значит, надо было сделать. Хозяевам посылал фотоотчеты практически каждый день. Итог получился великолепным. Мне за свою работу было не стыдно, хозяева квартиры в восторге, что отразилось на объемах благодарности. Казалось бы, на этом все. Однако… пока я занимался ремонтом, мне приходилось заниматься и своими делами параллельно. И просил своих друзей навещать меня на месте работы для обсуждения насущных вопросов, чтобы не отрываться от дела.  Увидев промежуточные плоды моей работы, люди чесали репу и… да-да. Правильно. «А мне сделаешь?».  После, на дне рождения хозяина квартиры, и его друзья оценили качество работ. И задали тот-же вопрос.  Итог — аншлаг в заказах на ту сферу деятельности, которую я считал плотно занятой.

Теперь выводы. Да, действительно, все ниши заняты. И пробиться в них сложно. Но можно. Нужно только соблюдать несколько правил. Первое. Относитесь к своему заказчику так, как хотите, чтобы относились к вам. Не врите, не тяните время, делайте как для себя. Второе. Помните — ваша репутация это ключ к получению новых клиентов. Сарафанное радио работает гораздо лучше, чем любая реклама. Третье. Не пытайтесь ободрать заказчика, как липку. Берите справедливую цену.  Четвертое. Всегда уведомляйте заказчика об изменениях в работах и подробно объясняйте, с чем они связаны и просите одобрения. С вас не убудет, а человек будет знать, за что платит и будет понимать, что решение принял он сам и конечная цена справедлива. Пятое. Никогда не беритесь за то, чего сделать не можете. Субподрядчики подводят довольно часто, но страдать будет именно ваше репутация.

Если вы готовы соблюдать эти немудреные правила, то вы готовы вклиниться в любую нишу. Желаю вам творческих успехов!

Метки: , ,

Добавить комментарий